В январе я была на премьере спектакля "Пятая печать" в Московском государственном историко-этнографическом театре и написала рецензию в "Театральный вестник", которую публикую также и здесь.
Жёсткий
выбор в двух действиях
Когда я
узнала, что Московский государственный
историко-этнографический театр поставил
спектакль по книге Ференца Шанта «Пятая
печать», слегка удивилась. Действие в
романе малоизвестного в нашей стране
венгерского писателя происходит на
исходе Второй мировой войны, нет в нем
ни романтики, ни героики. По роману был
поставлен одноименный фильм, получивший
«Золотой приз» на Московском международном
кинофестивале в 1977 году. Но кто из нас
его смотрел? Правда, телеканал «Культура»
показывает этот фильм время от времени,
но, по-моему, большой зрительской
аудитории он не собирает.
Так почему
же роман «Пятая печать» так увлек
художественного руководителя театра
Михаила Мизюкова, что он решил поставить
по нему спектакль и сам сделал инсценировку?
Да, конечно, это история, но как бы не в
теме театра, уникальность которого мы
видим в таких постановках, как «Русский
календарь», «Казачье действо», «Ярмарка
начала века», «Народная мозаика»,
«Комедия о Фроле Скобееве»... Для меня
интерес М. Мизюкова к «Пятой печати»
казался загадкой.
Посмотрев
спектакль, я нашла ответ на эту загадку:
суть заключается в нравственном выборе
из двух зол в жестких условиях. А жесткие
условия всегда одни и те же и не зависят
ни от времени, ни от места действия:
террор, насилие, война. И выбор человеку,
кем бы он ни был, приходится делать
всегда, я бы сказала, ежедневно, если не
ежечастно.
Собственно,
именно о выборе с самого начала пьесы
говорят ее герои: «честный ремесленник»
столяр Ковач (П. Суетин), трактирщик Бела
(А. Чудецкий), книготорговец Кирай (В.
Юрченко) и часовщик Дюрица (Д. Колыго).
Позже к ним присоединяется фотограф
Кесеи (С. Васильев). Приятели собираются
по вечерам в трактире и за рюмочкой
паленки разговаривают о том, о сем. И о
чем бы ни шел разговор — о книгах, мечтах,
желаниях, текущих событиях, причинах
возникновения войн, способе приготовления
грудинки и так далее, всегда возникает
вопрос: что и как сделать, чему отдать
предпочтение. Каждый из героев в любом
выборе проявляет свою личность —
характер, образ мышления и духовные
ценности.
Пока речь
идет о реальных жизненных ситуациях,
самыми высшими нравственными ценностями
собеседники считают спокойную совесть,
самоуважение, собственное достоинство,
а самым правильным образом жизни —
невмешательство в то, что его напрямую
не касается. Но вдруг часовщик Дюрица
задает провокационный вопрос. Рассказав
легенду об ужасном правителе острова
Люч-Люч Томоцеускакатити
и его верном рабе Дюдю, он
спрашивает,что каждый из них выберет,
если ему Бог предложит после воскресения
из мертвых два варианта существования:
быть либо праведным рабом-мучеником с
чистой совестью, либо жестокосердным
тираном-мучителем, не имеющим никаких
нравственных мук. Третьего не дано. И
каждый из персонажей рассказывает нам
о своих мучительных размышлениях на
эту тему. И о поисках третьего варианта:
а что если в чем-то проявить раболепие,
а где-то слукавить, выкрутиться, словчить,
а где-то постоять за себя.
Мы наблюдаем
за обычной жизнью персонажей —
обыкновенных «маленьких людей», за их
попытками сохранить самоуважение, о
поисках третьего варианта: а что если
в чем-то проявить раболепие, где-то
слукавить, выкрутиться, словчить, где-то
постоять за себя. Видим семейные и
любовные сцены. И узнаем, что часовщик
оказывает властям сопротивление, тайно
укрывая у себя детей, чьи родители были
арестованы нилашистами. Да, тяжело, но
жить можно.
Однако вопрос
Дюрицы оказался пророческим. Наступил
момент, когда всем им пришлось решать:
или сохранить жизнь ценою подлости и
стать рабом (напоминаю, что действие
происходит в Венгрии в годы нилашистского
террора), или погибнуть с чистой совестью
и чувством собственного достоинства.
И каждый свой выбор сделал. Какой?
Узнаете, посмотрев спектакль.
Но что же
значит «пятая печать»? Это отсыл к
Апокалипсису Святого Иоанна Богослова.
Об этом хочу рассказать подробнее,
потому что тут ключ к сверхзадаче
инсценировки.
Иоанн пишет,
что в данном ему откровении он видел в
руке Сидящего на престоле книгу,
«написанную внутри и отвне», запечатанную
семью печатями. Раскрыть книгу и снять
с нее печати не мог никто, кроме Агнца,
«как бы закланного, имеющего семь рогов
и семь очей, которые суть семь духов
Божиих». Агнец взял книгу и начал снимать
печати. После снятия первых четырех
печатей последовательно появлялись
всадники на конях — белом, рыжем, вороном
и «бледном». После снятия пятой печати
Иоанн увидел души убиенных «за слово
Божие и за свидетельство, которое они
имели». Они взывали к Богу о справедливом
наказании живущих на земле за их кровь.
«И даны были
каждому из них одежды белые, и сказано
им, чтобы они успокоились еще на малое
время, пока и сотрудники их и братья их,
которые будут убиты, как и они, дополнят
число.» На театральной программке цитата
из Откровения напечатана в качестве
эпиграфа.
Так кто же
из героев постановки олицетворяет
Агнца? Кто из них снял «пятую печать» с
книги бытия? Кто пожертвовал своими
духовными ценностями и ради чего?
Правильный ли выбор он сделал? Об этом
думают зрители, выходя из зала, а также
и о том, что сделали бы они, окажись на
месте героев. А ведь мы даже, казалось
бы, в мирное время можем оказаться на
их месте — вспомните Беслан, Дубровку
и другие террористические акты наших
дней. И нам придется делать свой выбор.
Вот почему спектакль актуален именно
здесь и сейчас, творческая интуиция
Михаила Мизюкова подсказала ему
правильный выбор. Кстати, он сам играет
роль Человека в штатском, самого
извращенного нилашиста. Играет так, что
понимаешь, как работают спецслужбы и
идеологи правящих режимов.
Теперь о
самой постановке. Она необычна. Зрители
сидят на той же сцене, где разворачивается
действие. Это удачный способ вовлечь
наблюдателей в сюжет, между ними и
актерами нет рампы и никаких перегородок.
Зрители сами присутствуют в том времени,
как бы участвуют в происходящем. Но
одновременно это очень сложно для
актеров, которые играют в энергетически
тесном пространстве, ощущая эмоции и
биополя сидящих близко к ним людей. Все
они справились с этими трудностями!
Вспоминая
свои впечатления от просмотра, я думаю
о том, что театр сильнее, чем фильм,
воздействует на человека, особенно при
такой инсценировке. Те, кто видел этот
спектакль, получили мощный нравственный
урок и в критических ситуациях сумеют
сделать правильный для них выбор.
Послесловие
Удивительно, насколько спектакль оказался своевременным и пророческим: не прошло и двух месяцев со дня премьеры, как Украина и Россия оказались в ситуации жесткого выбора. И даже сама ситуация на Украине в чем-то отдаленно напоминала события в Венгрии в период нилашистского террора.
Результат - вхождение Крыма в состав России. Но этому выбору предшествовали драматические события, и множество людей, как и герои пьесы "Пятая печать", решали, как им поступить, какому способу выражения своих желаний и целей отдать предпочтение. Да, сейчас другой век, но маховик истории нет-нет да и дает обратный ход.
Нина,спасибо большое за статью и проявленный интерес к таким вещам. Очень правильное послесловие и выводы.
ОтветитьУдалитьДействительно, в данный момент всех интересует Украина, ведь когда-то это была Киевская Русь...
Что же случилось? большая из двух зол - злато!
Когда закончится этот кошмар? Не завтра - это точно...
Самое главное - ВЕРА! Мы верим, что добро победит обязательно!
Спасибо за то, что делитесь!