КОГО ВСЕ-ТАКИ ЛЮБИЛА ТАТЬЯНА ЛАРИНА?

Думаю, каждому известно, что Татьяна Ларина, героиня произведения  А.С. Пушкина, любила Евгения Онегина. Так уверяли нас в школе и затем все остальные интерпретаторы романа. Полюбила она его в девичестве:
"Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой..."
 И продолжала любить, будучи уже замужней дамой:
"Я Вас люблю, к чему лукавить?"

Но усомниться в этом меня заставил балет "Евгений Онегин", который я на днях посмотрела в Большом театре. Спектакль красочный, зрелищный, актеры танцуют хорошо. Все вроде бы в соответствии с А.С. Пушкиным и одноименной оперой П.И. Чайковского. Но выражение эмоций в движении оказалось куда более "говорящим", чем в оперной арии. И открыло то, чего я не замечала раньше.

Ключевыми моментами стали дуэты Татьяны с Греминым и Татьяны с Онегиным в 3-ем акте.



На снимках в роли Татьяны разные актрисы, но обе в точности передают рисунок чувств.

С Греминым Татьяна - та, которая в девичестве "ласкаться не умела", - показывает столько нежности и ласки, что трудно поверить, что это проявление всего лишь "супружеского долга". О, нет, это выражение любви - искренней, трогательной, идущей из глубины души. Это ВТОРАЯ любовь Татьяны. Подумайте: могла ли такая цельная натура, как Татьяна, жить, не любя, с одним, все время мечтая о другом?

В заключительной сцене с Онегиным - это пылкая женщина, увлеченная страстью мужчины, против которой трудно устоять. Онегин раскрыл в ней другую грань ее чувственности, не проявлявшуюся в отношениях с супругом. Но это не та самая девичья любовь, которую Татьяна, якобы, всю жизнь берегла в своей душе. Это ТРЕТЬЯ любовь Татьяны.

А какая же была ПЕРВАЯ любовь? Перечитаем роман.
Первая любовь возникла еще до появления Евгения в семье Лариных. Не он являлся ей в сновиденьях. Не его "чудный взгляд" томил ее. Не его голос раздавался в ее душе, и не он, "приникнув тихо к изголовью", с отрадой и любовью шептал ей слова надежды. Онегин и думать не думал о Татьяне!

Кто же это был: "ангел ли хранитель или коварный искуситель"? Ни то и ни другое. Это был идеальный образ, наполненный воображаемой любовью девушки. Она его создала и перенесла на первого попавшегося мужчину, который появился в ее окружении (Ленский не в счет, он жених сестры да и не соответствует идеалу). Если бы появилось несколько мужчин, неизвестно, кого бы из них она предпочла.

Итак, она совместила свой идеал с живым человеком. Что получилось из этого, мы знаем: Онегин ее оттолкнул,  Продолжала ли она его любить? Не уверена. В балете после сцены дуэли Татьяна осудила и прогнала убийцу прочь. И это правильно, потому что Онегин разрушил тот идеальный образ, с которым она его соединила. Мы же не думаем, что идеальный мужчина может убивать безвинных людей?

И дальше получилось вот что. Образ ангела-хранителя воплотился в Гремине. И она любила супруга в этом его качестве. А коварного искусителя  Татьяна встретила в появившемся вновь в ее жизни Евгении Онегине. О, это было сильнейшее искушение! Потому что она была уже не девочка, а зрелая женщина. И в балете мы видим почти что ее падение.

Пушкин позволил ангелу-хранителю одержать верх над искусителем и сделал Татьяну идеальной героиней.
А теперь, скажите мне: была бы Татьяна счастлива с Онегиным при их пылкой взаимной страсти?









2 комментария:

  1. Авторы спектакля - хореограф Джон Крэнко, балетмейстеры-постановщики Агнета Валку и Виктор Валку - позволили мне осмыслить роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" с точки зрения, отличающейся от привычной нам "школьной". И, мне кажется, это взгляд гораздо шире, а, может быть, даже глубже.

    ОтветитьУдалить
  2. Нина, возможно Вы правы. Я не видела, но я Вашим наблюдениям доверяю. Это что-то новое и интересное. Спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить