ПОЮЩИЕ КАРТИНЫ

Не помню, когда и как это случилось, но однажды я начала слышать, как звучат картины. Первым "звонком" было, возможно, мгновение, когда на выставке работ Натальи Гончаровой в Государственной Третьяковской Галерее около картины "Колокольчики" мне вдруг послышался то ли шелест, то ли легкий перезвон. "Случайность", - подумала я и забыла об этом эпизоде.

Забыла, да, кажется, не совсем. На других выставках я стала обращать внимание на возникающие у меня ощущения гармонии или дисгармонии около тех или иных картин. Я не задумывалась, что же именно создает это ощущение: сюжет, ритм изображения или цветовая гамма. Но некоторые картины буквально "резали слух", в то время как другие излучали как бы тихую мелодию.

Когда я стала делать слайд-шоу, соединяя картинки с музыкальным сопровождением, мне стало ясно, что изображение не просто "ложится" на музыку, а звучит вместе с ней - либо в унисон, либо дуэтом, либо грубым образом вмешивается в мелодию, нарушая ее.
Теперь я уже стала прислушиваться к изображениям, пытаясь уловить их собственную мелодию.

Я заметила, что слышу только живописные полотна и рисунки, сделанные рукой человека. Фотографии, какими бы красивыми они ни были, у меня молчат.

В этом отношении настоящим откровением стали картины Николая Удальцова. Его "ауросимволические" работы наполнены ритмом и  красочно музыкальны.  Они не просто имеют собственную мелодию, но резонируют с внутренним миром человека, вызывая в нем звучание того или иного музыкального произведения. Причем, что интересно, "услышанная" песня или мелодия зависит от настроения смотрящего на картину.

Вот одна из моих любимых картин этого художника - "Колдовской лес - 4. Тайна".


Она вызывает в воображении историю о тайной встрече двух любящих, которые вынуждены скрывать свои чувства от посторонних людей. ...Это ночная прогулка в заколдованном лесу по берегу реки, прогулка до рассвета. ...Это счастье, не знающее границ...  Это ликование взаимной любви...

Эта картина для меня созвучна песне "Мы гуляли с тобой", которую поет Надежда Кадышева:

Мы гуляли с тобою у речки,
Колдовала рассветная тишь...
Счастье было, да так быстротечно.
Что ты сердце моё теребишь?
...........................................................
Разгорелась заря золотая,
Поплыла над притихшей водой.
В эту ночь я была молодая
И с тобой я останусь такой...

Удивительный по красоте, завораживающий ритм линий, сочетание красок, проникающее в глубь души и дарящее радость, вызывают желание петь и двигаться в танце. У каждого созерцающего это художественное полотно своя радость и свой танец, потому что картина с каждым общается на его языке чувств.

Картины Николая Удальцова - уникальное явление в русской живописи. В частности и в отношении их музыкальности. Как выяснилось, звучание художник осознанно или бессознательно закладывает при написании картины. В беседе со мной он сказал, что иногда пишет картины, имея в виду определенное произведение. Так, картина "Сирень" была вдохновлена одноименным  романсом Сергея Рахманинова.

Для меня неоспоримо применение картин Н. Удальцова в арт-терапии, Но и простое их созерцание, медитация на них в музыкальном сопровождении, созвучном картине, дает, как минимум, чудесное настроение и релаксацию.

Сайт Н. Удальцова "Картины маслом для души" http://krasivaya-zhivopis.ru/hudozhnik-nikolay-udalcov/

 


1 комментарий:

  1. Перечитала статью и поняла, что сказала не всё. Картины Николая Удальцова можно сравнить с музыкальными инструментами, которые звучат тогда, когда на них смотрит зритель. Они мгновенно сонастраиваются с душевным складом смотрящего и вызывают в человеке ту мелодию, которая отвечает его настроению.
    Чем больше я рассматриваю картины Н. Удальцова, тем полнее они раскрывают свои тайны воздействия на людей. И тем чаще хочется на них смотреть.

    ОтветитьУдалить