Мой театральный ноябрь включал 4 похода в театр МГИЭТ. О трех я рассказала в блоге
https://kozyreva2014.blogspot.com/2019/11/blog-post.html. Сегодня - рассказ о четвертом посещении театра.
В конце
ноября МГИЭТ показал премьеру – водевиль Владимира Соллогуба «Сотрудники, или
чужим добром не наживешься» (Пословица в лицах).
Содержание пьесы. В имение взбалмошного и гротескно ревнивого помещика Грознова приглашены два гостя для совместного написания пьесы к именинам хозяйки дома. Пьесу собираются поставить в домашнем театре. Один гость - литератор и историк из Москвы Вечеслав Олегович, ярый славянофил, приверженец древних устоев, и петербургский журналист Ухарев - западник, циник и ловелас.
Жена помещика Аделаида Павловна, модница и жеманница, поклонница Ухарева. Ее сестра Ольга Павловна влюблена в Олеговича. Другие персонажи - приказчик помещика плутоватый Прохор и слуги гостей, соответствующие своим хозяевам.
Пьеса не пишется. Гости спорят друг с другом. На сцене происходят всевозможные путаницы. Дело доходит до взаимных угроз и драк. Но, понятно, все кончается счастливо, даже помолвкой Ольги и Вечеслава и раскаянием Аделаиды, чуть было не изменившей мужу.
Водевиль поставлен театром незатейливо, слегка утрировано – определенно в духе самого автора пьесы Владимира Соллогуба - и очень смешно. И при всем этом спектакль не производит впечатления глупого фарса, в чем упрекали драматурга его современники, в частности С.Т. Аксаков, А.А. Григорьев, А.В. Дружинин.
Интеллигенция середины XIX века (пьеса написана в 1851 году) остро реагировала на ироническую
оценку полемики славянофилов и
западников, не одобряла высмеивание
салонного остроумия и жеманства, пустоты любовных интриг. Соллогуба осуждали.
Театр точно воспроизвел присущий XIX веку стиль водевилей, комизм ситуаций и
характеров, бытовые нелепицы и низкие нравы.
Актеры, по моему мнению, слегка переигрывали, но, возможно,
им была поставлена такая задача. Правда, Людмила Мокрова (Ольга Павловна) не
доигрывала ни в каком стиле. Порадовал классической игрой Дмитрий Колыго
(Прохор, плутоватый приказчик хозяина имения). Он воспринимался как реальный
человек своего положения и вызвал бурное одобрение зрителей.
Почему же МГИЭТ выбрал для постановки именно этот водевиль
малоизвестного в наши дни драматурга Владимира Соллогуба? Чем он интересен для
современного зрителя? Всего лишь возможностью отвлечься на полтора часа от
насущных проблем и посмеяться? А, может быть, чтобы заметить явное сходство века минувшего с
нынешним в некоторых «вечных» темах?
Я обратила внимание на то, что в водевиле четко показаны три образа мыслей. Один - исследовательский, примененный к собственному поведению. Другой - поверхностный, ориентированный на подражание, подчиняющийся мнению своего окружения. И третий - вообще без собственных мыслей, почти что животный, следующий собственным инстинктам.
Кроме того, четко просматриваются оппозиции мужского и женского, власти и подчинения, разума и глупости. Именно над этим мы и смеемся, не осознавая, что все это есть и в нашей жизни.
А вдруг осознаем? И тогда послевкусием от просмотра
спектакля станет мысль: не живем ли мы сами внутри водевиля, не являемся
ли одним из персонажей произведения не известного нам автора?
Фотографии с сайта театра
Фотографии с сайта театра
Комментариев нет:
Отправить комментарий