Зачем нужен водевиль?




Мой театральный ноябрь включал 4 похода в театр МГИЭТ. О трех я рассказала в блоге 
https://kozyreva2014.blogspot.com/2019/11/blog-post.html. Сегодня - рассказ о четвертом посещении театра.

В конце ноября МГИЭТ показал премьеру – водевиль Владимира Соллогуба «Сотрудники, или чужим добром не наживешься» (Пословица в лицах). 

Содержание пьесы. В имение взбалмошного и гротескно ревнивого помещика Грознова приглашены два гостя для совместного написания пьесы к именинам хозяйки дома. Пьесу собираются поставить в домашнем театре. Один гость - литератор и историк из Москвы Вечеслав Олегович, ярый славянофил, приверженец древних устоев, и петербургский журналист Ухарев - западник, циник и ловелас.



Жена помещика Аделаида Павловна, модница и жеманница, поклонница Ухарева. Ее сестра Ольга Павловна влюблена в Олеговича. Другие персонажи - приказчик помещика плутоватый Прохор и слуги гостей, соответствующие своим хозяевам.



Пьеса не пишется. Гости спорят друг с другом. На сцене происходят всевозможные путаницы. Дело доходит до взаимных угроз и драк. Но, понятно, все кончается счастливо, даже помолвкой Ольги и Вечеслава и раскаянием Аделаиды, чуть было не изменившей мужу.



Водевиль поставлен театром незатейливо, слегка утрировано – определенно в духе самого автора пьесы Владимира Соллогуба - и очень смешно. И при всем этом спектакль не производит впечатления глупого фарса, в чем упрекали драматурга его современники, в частности С.Т. Аксаков, А.А. Григорьев, А.В. Дружинин.  

Интеллигенция середины XIX века (пьеса написана в 1851 году) остро реагировала на ироническую оценку полемики славянофилов и западников, не одобряла высмеивание салонного остроумия и жеманства, пустоты любовных интриг. Соллогуба осуждали.

Театр точно воспроизвел присущий XIX веку стиль водевилей, комизм ситуаций и характеров, бытовые нелепицы и низкие нравы.

Актеры, по моему мнению, слегка переигрывали, но, возможно, им была поставлена такая задача. Правда, Людмила Мокрова (Ольга Павловна) не доигрывала ни в каком стиле. Порадовал классической игрой Дмитрий Колыго (Прохор, плутоватый приказчик хозяина имения). Он воспринимался как реальный человек своего положения и вызвал бурное одобрение зрителей.

Почему же МГИЭТ выбрал для постановки именно этот водевиль малоизвестного в наши дни драматурга Владимира Соллогуба? Чем он интересен для современного зрителя? Всего лишь возможностью отвлечься на полтора часа от насущных проблем и посмеяться? А, может быть, чтобы заметить явное сходство века минувшего с нынешним в некоторых «вечных» темах? 

Я обратила внимание на то, что в водевиле четко показаны три образа мыслей. Один - исследовательский, примененный к собственному поведению. Другой - поверхностный, ориентированный на подражание, подчиняющийся мнению своего окружения. И третий - вообще без собственных мыслей, почти что животный, следующий собственным инстинктам.

Кроме того, четко просматриваются оппозиции мужского и женского, власти и подчинения, разума и глупости. Именно над этим мы и смеемся, не осознавая, что все это есть и в нашей жизни.
  
А вдруг осознаем? И тогда послевкусием от просмотра спектакля станет мысль: не живем ли мы сами внутри водевиля, не являемся ли одним из персонажей произведения не известного нам автора?

Фотографии с сайта театра

Комментариев нет:

Отправить комментарий