"Иные миры" Никаса Сафронова


Не уверена, догадаетесь вы или нет, кто изображён на этой картине, так что даю подсказку:


Да-да, это он - Никас Степанович Сафронов, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств, народный художник Республики Дагестан, профессор Ульяновского государственного университета. От себя добавлю: художник-экспериментатор, исследователь химер сновидческих миров, создатель немыслимых гибридов из разных видов живых существ, поклонник Сальвадора Дали.

Его работы сейчас (до 19 января 2020 года) выставляются в Москве в Музее современной истории России. Работ показано достаточно много, причём во всех жанрах, практикуемых живописцем. Пейзажи, портреты и натюрморты мы видим и в классическом академическом варианте, и в направлениях кубизм, анмализм, символизм и dream vision.

Впрочем, зря я включила анимализм, потому что анималистических работ показано очень мало, в основном это гибриды: люди с головами зверей (как на автопортете художника выше), химеры зайцептиц, рыб-птиц-млекопитающих и тому подобных монстров:



Кстати, на этой картине "Весна. Любовь" звероптицы изображены в стиле dream vision. Собственно. он и является "гвоздём" выставки, набравшим большинство положительных отзывов. Никас Сафронов - основатель этого направления.  

Вдохновлённый Венецией, он разработал многослойную технологию нанесения цветных пятен, благодаря которой возникает эффект эфемерности, словно "запечатлено мгновение из сна". Сам автор говорит: "Я пишу из снов". И в названиях многих картин так и значится, например, "Размытый сон о поездке во Францию и посещении музея", "Отрывочный сон о детском воспоминании", "Сон о деве, приходящий 8 раз" и т.д.

Впечатление от таких картин - празднично, светло, легко, беззаботно, бездумно, беспроблемно, бездуховно и еще много чего с приставкой "без/бес". Но, как написал в книге отзывов один из посетителей: "Вышел и забыл". Да, картины радуют глаз, но не волнуют душу.

Новый жанр, который осваивает маэстро, - мультимедийная живопись. Цитирую её рекламу: "Экспозиция задумана таким образом, что она не имеет ни начала, ни конца. Зрители становятся участниками непрерывного водоворота картин, мыслей и образов художника. Искусство приобретает дополнительный объём и иной ракурс восприятия".

Не имею ничего против новых технологий и технологического прогресса в живописи, но то, что я увидела в Музее современной истории России, мне не понравилось. Тут уж не только душу не трогает, но и глаз не радует. И, вопреки рекламе, ни воображение, ни интуиция у меня так и не включились, а произошло отторжение неэстетичного мелькания образов на стене. 

И ещё несколько слов о Сальвадоре Дали, по следам которого идёт Никас Сафронов, многократно цитируя в своих картинах сюжеты каталонского гения. Равновелики ли они, покажет время. Сафронов гораздо плодовитее Дали, так что шанс преобладания (в количественном отношении) у него есть.

Но в целом я довольна, что побывала на этой выставке. Художник-экспериментатор как раз и интересен своими опытами и новыми результатами. Кому-то они нравятся, кому-то нет. Хотя тот факт, что на выставку нет очередей и в залах народу очень мало, кое о чём свидетельствует.






Комментариев нет:

Отправить комментарий