Гениален ли Сальвадор Дали?



Побывав в феврале этого года на выставке работ Сальвадора Дали в ЦВЗ «Манеж», я до сих пор не разобралась в своих впечатлениях.

Произведения этого мастера искусства (не только живописи!) я видела и раньше - в Фигерасе и Пуболе (Каталония), то есть в его владениях. И на выставке в Москве, не помню уж в каком году. И, как ни странно, тогда было совершенно чёткое ощущение: это чуждый мне художник. Чуждый и по душе и по духу. И даже по восприятию.

Однако в этот раз я заколебалась в категорическом отрицании. А вдруг, подумалось мне, это и в самом деле магическое искусство, как назвали выставку? Если так, то в чём же магия?

Чтобы "разложить по полочкам" своё сомнение, заглянула в интернет и попала на сайт со стихами, посвящёнными Сальвадору Дали: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-salvadore-dali/. 

Обнаружила, что другой великий каталонец – Федерико Гарсиа Лорка – написал в 1926 году взволнованную «Оду Сальвадору Дали». Но то – взгляд гениального современника, поэта, близкого по духу живописцу:

Но важнее другое. Не судьбы искусства
и не судьбы эпохи с её канителью,

породнили нас общие поиски смысла.

Как назвать это — дружбою или дуэлью?


Думаю, скорее, дуэлью, потому что Дали ответил так: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия».

Надо ли нам искать смысл в сюрреализме? Или принимать, не понимая, как советует Евгения Майданова на том же сайте:

Мир грёз, абсурда и фантасмагорий –
Сюрреализма вычурность, гротеск…

Приемлющий творенья Сальвадора

Поймёт его фантазий бурный всплеск.


Дали был честен, прям и откровенен:
«Я не могу и сам себя понять.

Но, господа, шедевров нет у лени!» —

Никто не стал бы это отрицать.


Дали. Приспособление и рука


«Единорог», и «Женщина и время»,
И «Постоянство памяти», и «Сны»…

Ночей испанских тающие тени,

Собор Вселенский, Ангелы, слоны…


К любой картине странно притяженье,
Не поддаётся логике вещей.

Как уловить, принять, понять значенье

И смысл изображённого на ней?


Дали. Незримый человек


Он видел мир другим – не тривиальным,
Из парадоксов сотканным, и в нём

Не всё и не всегда столь идеально,

Как мы желаем, думаем и ждём.


Дали. Галатея со сферами


Для Сальвадора вспышкой, озареньем
В том мире сложном женщина была:

Мадонна, Муза, Праздник Вдохновенья –

Его «победоносная» Гала.


Сальвадор и Гала


Сальвадор Дали о сюрреализме:
«Сюрреализм – не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм. Я – высшее воплощение сюрреализма - следую традиции испанских мистиков».

Он прав в том, что сюрреализм - это состояние духа. И сейчас наш мир живёт в этом состоянии! Дали был его предтечей.

Продолжение следует



Комментариев нет:

Отправить комментарий